Выпускнику

Подготовка к ЦТ/ЦЭ в дистанционной форме обучения

09.09.2023
Подготовительное отделение учреждения образования "Белорусский государственный технологический университет" (г. Минск, www.belstu.by) приглашает иногородних абитуриентов на курсы по подготовке к ЦТ/ЦЭ в дистанционной форме обучения (онлайн-формате) по предметам: математика, физика, химия. Занятия будут проводиться с 09 октября 2023 года по 4 мая 2024 года по 2 академических часа в неделю на платформе Zoom с использованием СДО БГТУ Moodle. Стоимость обучения по одному предмету за 8 месяцев (60 академических часов) 225 белорусских рублей. Для записи нужно прислать заявку на адрес fdp@belstu.by. Более подробная информация на сайте https://ipk.belstu.by/?page_id=95
развернуть

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в 2022/2023 учебном году

развернуть

 

 

I. Общие положения

1. В 2022/2023 учебном году выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» (далее – выпускной экзамен) будет проводиться по завершении обучения и воспитания учащихся на II ступени общего среднего образования.

Цель выпускного экзамена – оценка уровня усвоения выпускниками базовой школы содержания исторического образования, предусмотренного учебными программами по учебному предмету.

2. Выпускной экзамен проводится в устной форме по экзаменационным билетам (далее – билеты), разработанным Министерством образования Республики Беларусь.

Билеты разработаны в соответствии с учебными программами по учебному предмету «История Беларуси» для VI–IX классов учреждений общего среднего образования.

Билеты размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ru/ Педагогам / Экзамены/ Экзаменационные билеты для проведения выпускных экзаменов.

 

II. Содержание экзаменационного билета

3. Билет включает два вопроса.

3.1. Первый вопрос билета направлен на проверку усвоения учащимися важнейших событий истории Беларуси, изученных в VI–IX классах, и предусматривает воспроизведение учебного материала.

Ответ на первый вопрос билета должен включать:

описание указанных исторических фактов;

определение их хронологических рамок;

информацию об исторических личностях, которые имели отношение к указанным историческим фактам;

определения исторических понятий, имеющих отношение к указанным историческим фактам;

объяснение наиболее существенных причинно-следственных связей между историческими фактами.

Ответ на первый вопрос билета должен сопровождаться локализацией исторических фактов на исторической карте.

Обращаем внимание на то, что формулировки первых вопросов билетов даны с расширением: после двоеточия указаны те аспекты, которые должны быть раскрыты в ответе учащегося. Они являются планом ответа на поставленный вопрос. Дополнительные вопросы экзаменационной комиссии не должны выходить за рамки указанных аспектов вопроса.

3.2. Второй вопрос билета предусматривает выполнение практического задания, направленного на проверку умений учащихся работать с разными источниками исторической информации: фрагментом исторического документа, исторической картой, схемой, таблицей, диаграммой, графиком, фрагментом статьи, иллюстрацией, иными источниками.

При ответе на второй вопрос билета учащиеся анализируют предложенные 3 (три) источника информации и выполняют 4 (четыре) задания к ним.

Задания вторых вопросов билетов будут направлены на проверку следующих умений:

находить и извлекать информацию из предложенных источников;

интегрировать и интерпретировать информацию;

обобщать, критически оценивать информацию, формулировать на ее основе выводы;

использовать информацию из представленных источников для решения поставленной задачи; аргументировать свою точку зрения с использованием информации из источников.

Обращаем внимание на то, что умение работать с источниками исторической информации должно системно формироваться у учащихся в процессе всего периода обучения как всемирной истории, так и истории Беларуси.

3.3. В 2022/2023 учебном году выпускной экзамен по истории Беларуси в IX классе будет проводиться с использованием единых для всех учреждений образования практических заданий.

Единые практические задания для выпускного экзамена по истории Беларуси будут опубликованы на национальном образовательном портале 25.05.2023.

Таким образом, в 2022/2023 учебном году учителю не нужно готовить пакет практических заданий и сдавать его за две недели до экзамена руководителю учреждения образования. Руководитель учреждения образования в 2022/2023 учебном году не должен утверждать практические задания для выпускного экзамена по истории Беларуси.

Практические задания для билетов № 8, 19 (Наш край в годы Великой Отечественной войны, Наш край в XIII–XVIII вв.) централизованно разрабатываются на уровне района и являются едиными для всех учреждений общего среднего образования соответствующего района.

Практические задания для билетов № 8, 19 (Наш край в годы Великой Отечественной войны, Наш край в XIII–XVIII вв.) утверждаются районным методическим объединением учителей истории.

3.4. Во время экзамена тексты практических заданий могут быть предложены учащимся на бумажном носителе (накануне экзамена распечатываются учителем) либо в электронном формате (накануне экзамена загружаются на электронное устройство (компьютер, ноутбук, интерактивную панель)).

3.5. Демоверсия практического задания для выпускного экзамена представлена в приложении к данным рекомендациям.

III. Проведение экзамена

4. Для подготовки к ответу на выпускном экзамене учащемуся отводится не более 30 минут.

5. На выпускном экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться репродукциями художественных произведений и учебными настенными картами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.

6. Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по двум вопросам билета, не прерывая его ответа. В случае неполного ответа учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.

7. В случае если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол итогового испытания вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.

8. Ответ на каждый вопрос билета оценивается по 10-балльной шкале.

Критериями оценки ответа являются:

полнота ответа (для первого вопроса – в рамках учебных пособий по истории Беларуси);

правильность ответа;

грамотное использование исторической терминологии.

Отметка за экзамен выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных учащимся за ответ на каждый вопрос билета, с применением правил математического округления.

Отметки, полученные учащимися на выпускном экзамене, объявляются учащимся по завершении выпускного экзамена.

 

IV. Подготовка к экзамену

9. При подготовке к выпускному экзамену рекомендуется использовать учебные пособия по истории Беларуси для VI–IX классов, которые размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ru/ Электронная библиотека / Электронные версии учебных пособий для учреждений общего среднего образования

10. Для подготовки учащихся к выполнению практических заданий рекомендуется в процессе обучения (на уроках, на факультативных занятиях) организовывать учебно-познавательную деятельность учащихся с фрагментами исторических документов и другими видами источников исторической информации, которые размещены в учебных пособиях, а также в следующих учебных изданиях:

Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Учебное пособие для 9(11) класса учреждений общего среднего образования/ Под ред. академика НАН Беларуси А.А. Ковалени. – Минск: Изд. центр БГУ, 2022.

Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Хрестоматия / Под науч. ред. А.А. Ковалени. – Минск: Изд. центр БГУ, 2022.

Гісторыя Беларусі са старажытных часоў да сярэдзіны ХІІІ ст. 6 клас. Хрэстаматыя / С.М.Цемушаў. – Мінск: Народная асвета, 2012;

Гісторыя Беларусі, другая палова XVI – канец XVIII ст. 8 клас. Хрэстаматыя / В.А. Белазаровіч. – Мінск: Белы вецер, 2015.

Геноцид белорусского народа: информационно-аналитические материалы и документы /Генеральная прокуратура Республики Беларусь; под общей ред. А.И.Шведа – Минск: Беларусь, 2022 (https://adu.by/ru/ Педагогам / Учебный модуль «Великая Отечественная война»).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Демоверсия практического задания

для проведения выпускного экзамена по истории Беларуси в IX классе

 

Билет 14.

Практическое задание. Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941–1944 гг. Политика геноцида населения Беларуси.

Используя представленные материалы, ответьте на вопросы:

  1. Как назывался документ, который определял намерения нацистской Германии относительно завоеванных территорий Восточной Европы?
  2. Подтвердите цитатами из источников утверждение: «Фашисты планировали колонизацию Беларуси на основе расовой доктрины».
  3. Почему действия, совершенные нацистскими преступниками на оккупированной территории Беларуси, являются геноцидом белорусского народа? Конкретизируйте свой ответ примерами из источников.
  4. Во время церемонии возложения цветов к монументу Победы по случаю 77-й годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко отметил, что Великая Победа сохранила белорусский народ и дала нам право жить, жить свободно на родной земле. Какие факты в приведенных источниках подтверждают это суждение?

 

  1. I.Из замечаний и предложений Э. Ветцеля по генеральному плану «Ост». 27 апреля 1942 г.

Генеральный план «Ост» предусматривает, что после окончания войны число переселенцев для немедленной колонизации восточных территорий должно составлять <…> 4 550 тыс. чел. Это число не кажется мне слишком большим, учитывая период колонизации, равный 30 годам. Вполне возможно, что оно могло бы быть и больше. Ведь надо иметь в виду, что эти 4 550 тыс. немцев должны быть распределены на таких территориях, как область Данциг — Западная Пруссия, Вартская обл., Верхняя Силезия, генерал- губернаторство, Юго- Восточная Пруссия, Белостокская обл., Прибалтика,  Ингерманландия, Белоруссия, частично также области Украины. <…>

в) К вопросу о белорусах.

Согласно плану, предусматривается выселение 75 процентов белорусского населения с занимаемой им территории. Значит, 25 процентов белорусов по плану главного управления имперской безопасности подлежат онемечиванию <…>.

Нежелательное в расовом отношении белорусское население будет еще в течение многих лет находиться на территории Белоруссии. В связи с этим представляется крайне необходимым по возможности тщательнее отобрать белорусов нордического типа, пригодных по расовым признакам и политическим соображениям для онемечивания, и отправить их в империю с целью использования в качестве рабочей силы. Их можно было бы использовать в сельском хозяйстве в качестве сельскохозяйственных рабочих, а также в промышленности, или как ремесленников. Так как с ними обращались бы как с немцами и ввиду отсутствия у них национального чувства, они в скором времени, по крайней мере, в ближайшем поколении, могли бы быть полностью онемечены [].

 

  1. II.

 

 

III. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 года)

В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;

б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

 

Ответы на задания и комментарии

Ответы

Комментарии

1.

Генеральный план «Ост»

Задание проверяет умения:

1)                определять источник информации, где содержится искомая информация. В данном случае – это источник 1 (Из замечаний и предложений Э. Ветцеля по генеральному плану «Ост». 27 апреля 1942 г.);

2) находить и извлекать информацию, при условии, что в формулировке задания нет прямых совпадений с искомыми сведениями: план «Ост» упоминается в названии источника и в первом абзаце фрагмента документа.

2. 

Подтверждением правильности суждения являются следующие утверждения в документе «Из замечаний и предложений Э. Ветцеля по генеральному плану «Ост». 27 апреля 1942 г.»:

1) «…эти 4 550 тыс. немцев должны быть распределены на таких территориях, как область Данциг — Западная Пруссия, Вартская обл., Верхняя Силезия, генерал- губернаторство, Юго- Восточная Пруссия, Белостокская обл., Прибалтика, Ингерманландия, Белоруссия, частично также области Украины» (колонизация)

2) «Нежелательное в расовом отношении белорусское население…»

«…представляется крайне необходимым по возможности тщательнее отобрать белорусов нордического типа, пригодных по расовым признакам и политическим соображениям для онемечивания» (деление людей на пригодных и нежелательных по расовому признаку – один из признаков расовой теории)

Задание проверяет умение интерпретировать информацию.

Учащиеся должны установить связь между утверждениями, содержащимися в документе, и сущностными признаками понятий «колонизация» и «расовая теория».

 

3.

Под геноцидом понимают действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу людей.

Фашисты на оккупированной территории Беларуси проводили целенаправленную политику по массовому уничтожению населения. Об этом свидетельствует концентрационные лагеря и гетто, созданные на территории Беларуси, количество уничтоженных в них людей.

Задание проверяет умение формулировать выводы на основе обобщения информации из разных источников.

Учащиеся должны, используя определение геноцида из Конвенции ООН, конкретизи-ровать его примерами (концлагеря, места массового уничтожения людей, гетто), информация о которых имеется на картосхеме.

 

4.

Великая Победа сохранила  белорусский народ и дала возможность жить на родной земле, так как в случае своей победы фашисты планировали:

1)                выселить 75 процентов белорусского населения;

2)                25 процентов населения онемечить, направить их на работу в империю и использовать в качестве рабочей силы (сельскохозяйственных или промышленных рабочих, ремесленников);

3)                заселить территорию Беларуси немецкими переселенцами.

И, как показывает картосхема, целенаправленно проводили политику массового уничтожения населения Беларуси. К местам наиболее массового уничтожения людей на оккупированной территории Беларуси относятся Тростенец, Минское гетто, Лесная.

Планы гитлеровцев и их действия на оккупированной территории Беларуси были несовместимы с существованием белорусского народа.

Задание проверяет умение использовать информацию из предложенных источников для решения поставленной задачи: выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

Учащиеся должны оценить планы гитлеровской Германии относительно территории Беларуси и белорусов, их действия на оккупированной территории Беларуси и сделать вывод о том, что они были несовместимы с существованием белорусского народа

 

свернуть

Правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования

Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2023 г. № 2 изложены в новой редакции Правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, утвержденные Указом Главы государства от 27 января 2022 г. № 23.
развернуть

Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2023 г. № 2 изложены в новой редакции Правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, утвержденные Указом Главы государства от 27 января 2022 г. № 23.

Анализируем самые популярные вопросы по вступительной кампании

Ни один вопрос будущих абитуриентов и их родителей не должен остаться без ответа. С момента объявления новых правил в Министерстве образования заработала телефонная линия по теме вступительной кампании и выпускных экзаменов. Уже в первые дни поступило более 250 звонков.

 

ЦТ или ЦЭ – что лучше выбрать при сдаче профильных экзаменов?

Зачисление в вузы будет проходить по результатам двух ЦЭ (по языку и на выбор), одного ЦТ, а также среднего балла аттестата. Веера из сертификатов, как это было раньше, уже не будет, поступить «куда придется» не получится. В постановлении № 245, которое есть в открытом доступе, есть подробный перечень специальностей и соответствующих им профильных испытаний. Прежде чем выбрать предметы для сдачи, надо четко определиться, с какой сферой планируешь связать жизнь. Это ключевой момент! А в каком формате сдавать дисциплины, разницы нет. Например, для поступления на экономическую специальность предстоит выдержать профильные экзамены по математике и иностранному языку. Можно сдать ЦЭ по математике, а затем ЦТ по английскому. Как и можно поменять местами эту последовательность.

Есть ли возможность поступать в несколько вузов одновременно?

Как и ранее, абитуриент имеет возможность поступать не только на конкретную специальность, но и на группу специальностей в одном вузе. Кроме того, есть возможность "переподать" документы в другой вуз до окончания приёма на ту или иную форму получения высшего образования. Для этого действует эффективная система информирования абитуриентов о поданных документах. В стране действует 50 университетов, и подача документов в определенный момент в один вуз абсолютно оправдана и является важным элементом профориентационной работы.

Почему вместо сдачи 4 ЦТ сейчас можно сдать только 2 ЦЭ и 1 ЦТ?

Данный подход позволяет абитуриенту делать осознанный выбор в первую очередь будущей специальности (группы специальностей), а не набирать перечень сертификатов, которые по своим баллам "подходят" для того, чтобы поступить. Это серьезный фактор, повышающий качество отбора абитуриентов в вузы.

Кто может не сдавать ЦЭ?

Если мы говорим про нынешних выпускников, то такое право будет только у победителей заключительного этапа республиканской олимпиады школьников по учебным предметам. Они освобождаются от ЦЭ и получают «путевку» в любой университет на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении. Победители третьего (областного, Минского городского) имеют право поступить в региональные институты по аналогии, а на педагогические и наиболее востребованные экономикой специальности - во все вузы. За курс средней школы им необходимо сдать лишь один ЦЭ (если предмет, по которому они показали блестящий результат, входит в перечень сдаваемых дисциплин). Что касается университетских олимпиад, которые дебютировали в этом году, то даже обладатели дипломов I, II и III степени будут сдавать 2 ЦЭ. Хотя уже в марте они официально станут студентами-первокурсниками (их зачислят в те альма-матер, где они регистрировались и проходили олимпиадные испытания).

Рекомендуем абитуриентам из числа льготных категорий все-таки пройти ЦТ для расширения траекторий поступления. Количество бюджетных мест формируется исходя из потребностей экономики, и надо понимать, что это ограниченное количество, а льготников много. Не все смогут пройти на желаемые специальности, если пройдут мимо ЦТ.

Хватит ли мест для обычных граждан для поступления после того, как бюджетные места займут победители олимпиад, лицеисты и другие категории?

Для каждой категории одаренных граждан, включая победителей университетских олимпиад, выпускников вузовских лицеев и др. устанавливаются предельные количества (квоты) бюджетных мест для зачисления. Это позволяет практически на всех специальностях и во всех вузах иметь достаточное количество мест для поступления по конкурсу по трем сертификатам или по внутренним испытаниям.

Где взять целевое направление, какие бонусы оно предоставляет, сколько лет надо отработать?

Самый популярный вопрос. Целевая подготовка крайне интересна для выпускников: отдельный конкурс, сдается только один внутренний экзамен в вузе. Кроме того, абитуриент уже в самом начале видит своего работодателя и знает, куда пойдет и может получить дополнительные льготы. На нашем сайте можно посмотреть программу вступительных испытаний и сориентироваться по темам. Но вопросы будут отличаться от ЦТ и ЦЭ. Скажем, на специальности физико-математического профиля первой идет физика. Ее и надо будет сдавать. Это не тест. Каждый вуз готовит билеты самостоятельно, поэтому впервые их можно увидеть только на экзамене. Чтобы получить целевое направление, есть 3 пути. Самый простой – дождаться 1 мая (25 мая – для педагогических специальностей), когда на сайтах учреждений высшего и среднего специального образования появится информация с указанием наименования специальности, количества мест и заказчика, с которым абитуриенты могут связаться. Следующий вариант – посещать ярмарки вакансий целевой подготовки, где можно лично встретиться с будущим работодателем. Информацию о мероприятиях разместят на интернет-страницах районных управлений образования. Но никто не запрещает заняться поисками уже сегодня: изучить республиканский банк вакансий или позвонить в отдел кадров того предприятия, где хотели бы работать. Отмечу, что у организации может быть, как государственная, так и частная форма собственности, она может располагаться в любом уголке страны. Отработать потребуется 5 лет.

Что будут сдавать выпускники колледжей?

При окончании колледжа они сдают итоговую аттестацию - госэкзамен, диплом. Затем могут поступить на родственные специальности в вуз на сокращенную форму по результатам 2 внутренних экзаменов по предметам, изученным в колледже. При желании поступить на непрофильные специальности в вуз - сдают ЦТ по 3 предметам.

Какие льготы имеют инвалиды при поступлении в вуз?

Для них введена новая льгота - преимущественное право при одинаковом количестве баллов. Ранее такой льготы не было. Система отбора на обучение в вузы в первую очередь ориентирована на отбор подготовленных абитуриентов, конкурсный характер поступления - важнейший ее принцип. При этом вопросы поступления в вузы для такой категории лиц надо увязывать с наличием условий и созданием новых возможностей для их последующего трудоустройства. Лица, имеющие инвалидность, также имеют право выбора - сдавать ЦТ или внутренний экзамен в вузе. Как показывает практика многие из них набирают высокие конкурсные баллы, которые позволяют быть зачисленными на бюджетную форму получения высшего образования.

Не создадут ли новые правила поступления условия для поступления в вузы неподготовленных абитуриентов?

Новые подходы к приему создают лучшие условия для поступления подготовленным и мотивированным абитуриентам - возможность быть зачисленными на ранних стадиях для тех подготовленных абитуриентов, кто четко определился с вузом (победа в университетской олимпиаде), с формой обучения (участие в конкурсе на целевую подготовку). Это дополнительные возможности при том, что возможности участия в конкурсе на общих основаниях на бюджетные или платные места, остаются для всех.

Если возникнут вопросы, напоминаем, что в Министерстве образования до 30 декабря в будние дни с 14.00 до 18.00 работает телефонная линия 222 43 12.

 

 

свернуть

Вопросы совершенствования вступительной кампании в высшие учебные заведения Республики Беларусь

06.12.2022 в Минске состоялась пресс-конференция на тему «Вопросы совершенствования вступительной кампании в высшие учебные заведения Республики Беларусь».  В мероприятии приняли участие: Иванец Андрей Иванович – министр образования Республики Беларусь. Старовойтова Ирина Анатольевна – первый заместитель Министра образования Республики Беларусь. Касперович Сергей Антонович – начальник главного управления профессионального образования Министерства образования. Киндиренко Мария Станиславовна - начальник главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования.   Самое главное и важное — для абитуриентов и старшеклассников.
развернуть

 

О характеристике как об обязательном документе для поступления

Министерство образования Беларуси разработало специальную форму характеристики выпускника школы. Этот документ содержит всего 11 пунктов. Министр образования:

— Помимо анкетных данных (фамилии, имени, отчества) в характеристике будет отражен семейный статус ребенка. Мы должны знать, из какой он семьи: например, из многодетной, находящейся в социально опасном положении или какой-то иной. Благодаря этим знаниям, мы будем понимать, как работать с этим учащимся. В характеристике будет отражен целый ряд направлений, касающихся хобби абитуриента. Отдельный пункт документа будет посвящен участию в мероприятиях патриотической и трудовой направленности, сегодня мы говорим о том, что это важнейшие элементы воспитательной работы в школе. В характеристике будет отражено участие ребенка в общественных молодежных объединениях, зарегистрированных у нас в установленном порядке. Она будет утверждаться на педсовете школы и подписываться не только классным руководителем, но и директором УО. Характеристика будет входить в обязательный перечень документов для подачи в приёмную комиссию вуза, но никаких баллов, включаемых в проходной балл, добавлять абитуриенту не будет.

Примерный образец  характеристики можно посмотреть здесь

 

Как будут поступать в 2023 году абитуриенты с целевым направлением?

Андрей Иванец:

— Абитуриенты с целевым направлением займут четвертую часть от всех бюджетных мест. Поступать такие парни и девушки будут по баллу аттестата (с ЦЭ) и со сдачей устного экзамена по билету. Испытания в вузах пройдут 8-10 июня. Зачислят в вузы целевиков спустя несколько дней – 12 июня, еще до начала сдачи ЦТ. Подробнее читайте в нашем материале: У абитуриентов-целевиков вступительная кампания-2023 пройдет в свои сроки и по отдельным правилам

Что делать абитуриентам-целевикам, не прошедшим по конкурсу?

Сергей Касперович:

— Если выпускник не будет зачислен на целевую подготовку, есть вариант с прохождением дополнительно ЦТ (ЦЭ на руках будет у любого выпускника школы). Есть вариант с поступлением на специальности, где нужен внутренний экзамен. То есть у абитуриентов-целевиков, не прошедших по конкурсу, будут варианты поступления на обычный бюджет или платную форму.

 

Что делать выпускнику школы, который после 11-го класса в 2023 году не будет поступать вообще, а, например, пойдёт в армию? Или просто планирует поступать через год-два?

Ирина Старовойтова:

— В предыдущие годы у нас сертификаты ЦТ действовали два года. Так и сертификат централизованного экзамена (ЦЭ), т.е. его действие будет продолжаться в течение двух лет. Он может воспользоваться в следующем году.

 Сколько учебных предметов можно будет сдавать на ЦТ в 2023 г. выпускникам прошлых лет?

Сергей Касперович:

— Есть отдельная норма, по которой выпускники прошлых лет имеют право сдать три ЦТ.

 

Что должны будут сдавать выпускники колледжей пи поступлении в вузы?

При поступлении на родственные специальности в вуз (т.е. по профилю, изучаемому в колледже) могут поступать на сокращенную форму обучения, для чего им нужно будет сдать два внутренних экзамена по предметам, которые они изучали в колледже.

При поступлении в вуз на специальности других профилей – им нужно будет сдать три ЦТ: один – по русскому или белорусскому языку и два – по профильным предметам.

 

Какие льготы при поступлении предусмотрены для инвалидов с нарушением слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата?

Ирина Старовойтова:

— Каких-либо специальных льгот для данной категории абитуриентов новые правила приема в вузы не предусматривают. Однако они смогут выбрать форму выпускных и вступительных экзаменов. Для них предусмотрено право выбора: или сдавать ЦЭ и, соответственно, ЦТ при поступлении в вуз, или сдавать выпускной экзамен в школе и внутренний экзамен в вузе. При этом они должны оценить свои возможности по заполнению бланка ответов.

 

Надо ли будет выпускникам 11-х классов сдавать вступительные экзамены при поступлении в колледжи?

Ирина Старовойтова:

— После 11 классов поступить в учреждения среднего специального образования (колледжи СОО)  выпускники смогут по конкурсу аттестата.

 

Когда закончится учебный год 2022-2023? Мария Киндиренко: — Текущий учебный год закончится не 30, как это было ранее, а 25 мая 2023г. 

 

Чиновники также рассказали о том, как будет проходить ЦЭ-2023 Информации очень много, поэтому мы опубликовали его в отдельном нашем материале по ссылке  

Можно ли будет во время вступительной кампании 2023 года подать документы сразу в несколько вузов?

Сергей Касперович:

— В течение срока приема документов, определенного Министерством образования, любой абитуриент, если он понимает, что уже не проходит по конкурсу, и, если он очень быстрый, он может забрать документы в одном вузе и перенести их в другой университет. А сразу в несколько вузов одновременно нет, нельзя.

 

Выпускники Лицея БГУ действительно смогут поступать в БГУ без экзаменов?

Андрей Иванец:

— Мы полагаем, что на сегодня модель лицейского образования, особенно тех, которые функционируют при учреждениях высшего образования, мы будем развивать и, наверное, на перспективу выйдем, чтобы их выпускники поступали без экзаменов при определенной успеваемости. В эту приемную кампанию такую схему поступления собираются апробировать на двух лицеях: БГУ и, возможно, еще БНТУ. В случае удачи мы будем реализовывать это и дальше. По Кодексу об образовании установлены такие требования к лицеям третьей ступени общего среднего образования, которые обеспечивают равный доступ всех одаренных учащихся. И мы полагаем, чтобы поднять престиж лицейского образования, сможем выйти на такую траекторию.

Кроме того, в данный момент готовится указ президента, который даст Министерству образования полномочия для определения перечня лицеев с такой преференцией.

Правда ли, что выпускники педагогических специальностей колледжей смогут поступать в вузы без экзаменов?

Ирина Старовойтова:

— Да, это так, выпускники педагогических специальностей колледжей действительно смогут поступать в вузы без экзаменов, но только на заочную форму обучения.

 

свернуть