Как чрезмерное увлечение компьютером может повлиять на здоровье ребёнка?
- Нагрузка на зрение. Подбирая монитор, необходимо сразу позаботиться о его технических характеристиках. Приучите ребёнка делать перерывы при занятиях на компьютере для того, чтобы отдохнули глаза. Лучше всего обучить ребёнка упражнениям зрительной гимнастики. Не забывайте о регулярных посещениях окулиста.
- Осанка. Активные компьютерные пользователи должны сидеть за удобным столом и на хорошем специальном стуле, поддерживающем спину. Гимнастические упражнения и в этом случае не будут лишними.
- Проблемы пищеварительного тракта, связанные с нарушением питания (гастрит, запоры, геморрой) истощение организма связанное с перевозбуждением и хронической усталостью.
- Психоэмоциональное состояние. Важно не допускать переутомления ребёнка, сидящего за компьютером. Нужно обращать внимание на его самочувствие, настроение, состояние нервной системы.
Опасности, которые ждут подростков в сети Интернет:
- Сайты порнографической направленности;
- Сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм.
- Депрессивные молодежные течения. Ребенок может поверить, что шрамы – лучшее украшение, а суицид – всего лишь способ избавления от проблем.
- Наркотики. Интернет пестрит новостями о "пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления "зелья”.
- Сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, "убивает” коммуникативные навыки подростка.
- Секты. Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам "проникнуть в мысли” и повлиять на формирующиеся взгляды подростка.
Это далеко ни весь список угроз сети Интернет. Любой подросток может попасть на такие сайты случайно, кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке.
Кроме этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и Интернет-зависимости, игромания (зависимость от компьютерных игр).
Психологические симптомы,
характерные для Интернет-зависимости:
- хорошее самочувствие или состояние эйфории в период работы за компьютером;
- невозможность переключиться на другую деятельность;
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
- предпочтение виртуального мира семье и друзьям;
- ощущение пустоты, раздражения, депрессии при невозможности получения доступа к интернету;
- неисполнение своих основных обязанностей из-за чрезмерного нахождения в сети
Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности:
- высокую «социальную смелость» - склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения;
- «подверженность чувствам» - склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах;
- «экспрессивность» - эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу;
- «напряженность» - активная неудовлетворенность стремлений;
- «неустойчивость самоконтроля» - конфликтность представлений о себе;
- неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы).
- нахождение на интересующих сайтах в ущерб учебе, обман близких людей.
Каковы причины компьютерной зависимости детей и подростков?
- Недостаток общения. У ребёнка, у которого по тем ли иным причинам ограничен круг общения, либо же он не чувствует родительского тепла, могут появляться разного рода отклонения поведения, в том числе и компьютерная зависимость. В семьях, где родители полноценно участвуют в жизни ребёнка, интересуясь его внутренним миром, такие проблемы случаются гораздо реже.
- Отсутствие любимых занятий, увлечений. Лучше, когда у ребёнка, подростка, есть хобби, не связанные с компьютером. А предложить такие занятия должны родители. Иначе весь круг его интересов может сузиться вокруг виртуального мира, что может стать весомой предпосылкой для появления компьютерной зависимости.
- Неразвитые коммуникативные способности. Бывает так, что ребёнок в силу своих индивидуальных черт характера (например, застенчивости, стеснительности или же наличие физических недостатков) не умеет налаживать отношения с окружающими. Эти предпосылки приводят к нежеланию, а значит, неумению, вступать в даже самые необходимые контакты с окружающими, заводить друзей. В таком случае виртуальный мир кажется ему зоной комфорта.
- Неудачливость. Бывает, что у ребёнка далеко не всё получается: и в школе учится не лучше всех, и в спорте не силён, и не душа компании, да и с родителями часто возникают сложности. Если ребёнок не доволен сложившимися обстоятельствами, то он будет искать себе ситуации, где он может стать главным героем, победителем. А мир компьютерных игр и виртуального пространства вполне подходит для такой цели. Игрок может создать себе образ, который будет противоположным реальному. Склонность молодого поколения к стремительному впитыванию новой информации, интересных современных тенденций. Стремление ребёнка не отставать от сверстников в их увлечениях виртуальным миром.
Распознать компьютерную зависимость у ребёнка можно по следующим симптомам:
- Потеря интереса к другим занятиям. Трата всего своего свободного времени на компьютер, планшет. Сведения общения с другими детьми только посредством онлайн общения или только на тему компьютерных игр.
- Утрата контакта с родителями. Не особое стремление к общению с другими людьми, поверхностный характер общения. Формальные ответы на вопросы, избегание разговоров по душам. Появление лжи, чтобы заполучить желаемое. Скрытие ребёнком, сколько он на самом деле времени провёл за компьютером или планшетом.
- Нервная реакция на любые ограничения, связанные с компьютером, планшетом или смартфоном: сильные переживания, обида, грубость, плач.
- Потеря ребёнком контроля над временем, проведённым за экраном.
- Приём пищи у компьютера. Рвение к компьютеру, планшету с самого утра. Сразу после прихода из школы ребёнок включает компьютер или берёт планшет. Заметили какие-то из этих признаков?
Лучше не игнорировать их, а принять меры побыстрее. А лучше всего не ждать, пока они проявятся, а глубоко изучить тему детской компьютерной зависимости и не допустить появления её у вашего ребёнка».
Какие последствия могут ожидать ребёнка, страдающего от компьютерной зависимости?
Влияние на формирование характера.
Негативные социальные качества: замкнутость, недружелюбность, неумение общаться и сострадать, агрессивность, асоциальное поведение, что в комплексе приводит к дезадаптации.
Потеря чувства реальности, ощущение безнаказанности, что может подтолкнуть к проявлениям насилия и вседозволенности в реальной жизни (трансляция сюжетов и действий игр в реальной жизни).
Изменение ценностных ориентаций: под влиянием компьютерных игр у ребёнка могут сформироваться неправильные жизненные ценности. Он будет путать добро и зло, дружбу и предательство, милосердие и жестокость, любовь и ненависть. Возникновение эмоциональной холодности, неспособности к сопереживанию, инфантильности (неумения брать на себя ответственность и контролировать свои поступки). Личность с правильными ценностными установками и адекватным поведением формируется исключительно в живом общении с другими людьми.
Рекомендации психолога
по профилактике развития компьютерной зависимости у подростков:
- Ограничивайте свое время пользования Интернетом, когда общаетесь с детьми
Исследователи доказали, что дети часто чувствуют себя покинутыми, когда родители отвлекаются от разговоров на телефон или компьютер. В результате ребенок сам «погружается» в виртуальный мир. Так что возьмите себе за правило не отвлекаться на устройства, когда разговариваете с ребенком.
- Изучите поведение ребенка в Интернете
Начните с исследования того, как ваш ребенок пользуется сетью. Играет ли он в игры? Постит ли селфи в социальных сетях? Ведет ли блог? В какое время он пользуется Интернетом?
Ответы на все эти вопросы помогут вам лучше понять, как действовать дальше.
- Копируйте Интернет-активность ребенка
Если ваше чадо «зависает» в социальных сетях, то добавьте его к себе в друзья и подпишитесь на группы, которые ему интересны. Время от времени вы можете даже общаться с ребенком с помощью того средства коммуникации, которое он предпочитает.
Подобный «трюк» поможет установить контакт в случае, если разговор между вами и ребенком не клеится. Ребенок будет больше открыт к общению, а вы, возможно, осмелитесь виртуально задать ему те вопросы, на которые ранее не получали ответа.
4. Переводите ребенка из онлайна в оффлайн, ориентируясь на его интересы
Как только вы поняли, что «цепляет» ребенка в Интернете, вы можете постепенно переводить его из онлайна в оффлайн.
Если ребенок играет в определенный тип игр, то предложите ему совместную настольную или активную игру с похожим смыслом. Например, ваш ребенок не может оторваться от создания своего виртуального мира. Значит, он так же полюбит конструкторы или химические наборы, позволяющие «копировать» его деятельность в популярных играх. Если сын или дочь предпочитает компьютерные игры типа квест, запланируйте в выходной совместный поход на квест в реальности.
Некоторым детям в игре больше привлекает элемент соревнования. Дайте ребенку возможность делать то же самое, к примеру, отведя в спортивную секцию на борьбу.
Если ребенок «завис» в социальных сетях, предложите общение с друзьями в реальности: устройте домашние игры в «Мафию», «Активити», «Крокодила» или другие, которые найдут живой отклик у подрастающего поколения.
5. Станьте интернет-гуру для ребенка
Стив Джобс, пожалуй, самый известный Интернет-гуру современности, сильно ограничивал своих детей в пользовании созданным им самим айпадом. Вам наверняка интересно, какие аргументы он приводил своим детям, чтобы они слушались?
В этом случае главную роль играет авторитет родителя. Став технологическим гением, Джобс без труда мог объяснить детям пользу и вред устройств так, чтобы его послушались.
Изучайте современные технологии, рассказывайте детям о возможностях, которые они предоставляют. Рассказывайте о положительных примерах применения Интернета: это и огромные возможности получить удаленное образование по интересующему предмету от ведущих ВУЗов мира, и изучение практически любого иностранного языка, не выходя из дома.
Станьте положительным примером «умного» использования технологий для своего ребенка, и он, сам того не осознавая, будет тянуться за вами и брать с вас пример.
6. Придумывайте вместе с ребенком новые хобби
Все эксперты сходятся во мнении, что наличие хобби – самый «мощный» инструмент излечения от зависимости, и не только от Интернета. Если вы уже знаете интересы ребенка, предложите ему варианты офлайн-активности: будь то занятия спортом, театром или музыкой. Если ребенок ничем не интересуется, кроме Интернета, вернитесь к рекомендации № 2, а затем последуйте рекомендациям № 3 и № 4.
7. Объявите «День свободы от Интернета»
Наконец, заведите в семье особенные дни отдыха от технологий. Вы можете придумать семейные праздники или создать новые семейные традиции.
Дополнительно в этот день придумайте собственную игру, по правилам которой любой член семьи получает «желтую карточку», когда берет телефон или «срывается» на компьютер. Разработайте способы поощрения за технологическое воздержание. Чем интереснее и сложнее правила, тем лучше может оказаться эффект.
Воспитывайте у ребёнка понимание, что компьютер — только часть нашей жизни, а вовсе не альтернативный мир. Предлагайте альтернативные способы проведения досуга: вокруг много всего интересного. Если ребёнок всерьёз увлекается компьютерами, можно направить его энергию на созидание, отдав на компьютерные курсы в сфере информационных технологий. Помните, что не все компьютерные игры вредят: многие из них носят обучающий, развивающий характер. Если ребёнок уже «втянулся» в компьютерный мир, то лучше не запрещать всё сразу резко, а делать это последовательно.
Компьютерную зависимость легче предупредить, чем впоследствии бороться с нею!
Не нужно ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить. Придерживайтесь демократического стиля воспитания в семье, который в наибольшей степени способствует воспитанию в ребенке самостоятельности, активности, инициативы и ответственности.
Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если Вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в Вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе. Необходимо оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.
Категорически запрещайте играть в компьютерные игры перед сном. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям (чтобы он чувствовал радость от этого), а также приобщать ребенка к домашним делам. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими. Приглашать чаще друзей ребенка. Познакомьте его с правилами работы в сети Интернет:
- Не заходите на незнакомые сайты.
- Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте на вирусы.
- Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
- Никогда не посылайте никому свой пароль.
- Старайтесь использовать для паролей труднозапоминаемый набор цифр и букв.
- При общении в сети не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник).
- Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.
- Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.
- В настоящее время существует множество программ, которые производят фильтрацию содержимого сайтов. Между членами семьи должны быть доверительные отношения, чтобы вместе просматривать содержимое сайтов.
- Не всей информации, которая размещена в интернете, можно верить.
- Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениями на экране.
- Опасайтесь подглядывания через плечо.
- Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.